Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Продавцам приплачивают за выполнение плана
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Боль в конце туннеля

Ректор СПбГПУ Андрей Рудской: «Время требует новаторов»

Дата публикации 25.02.2013

Один из крупнейших в Петербурге вузов – Политехнический университет провел реорганизацию: с 1 февраля здесь вместо факультетов институты. Что еще ожидает преподавателей, студентов и абитуриентов вуза? Об этом на пресс-конференции рассказал его ректор Андрей РУДСКОЙ.

«Почти два года назад вступив после избрания коллективом в должность ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ), основной задачей считаю опережающую подготовку кадров для возрождающейся инновационной промышленности России, – говорит он. – То есть время адаптации выпускника вуза, пришедшего работать на предприятие, не может растягиваться на месяцы или недели – оно ограничено днями. Молодые специалисты должны обладать все большим объемом знаний и глубоким пониманием всех процессов на производстве, как в теории, так и в области практического использования различных технологий. Почему такие высокие требования? Да потому, что времени стоять на месте у российской промышленности нет. На предприятие из стен нашего университета должен приходить новатор – только тогда мы можем говорить о нем, как о специалисте XXI века».

Чтобы добиться этого, в СПбГПУ проводится целый комплекс организационных, учебных и научных мероприятий. По мнению Андрея Рудского, структура университета ХХI века не должна быть «тяжеловесной» с точки зрения принятия решений. За последние десятилетия почти во всех российских вузах кафедры мельчали, кадры старели, талантливая преподавательская молодежь уезжала за рубеж, численность студентов сокращалась. Не исключение и СПбГПУ, где до недавнего времени было 160 кафедр и 22 факультета. После присоединения Петербургского института машиностроения (ПИМАШ) в вузе стало 28 (!) факультетов. На некоторых из них работали не более ста человек. При том что на дублируемых кафедрах насчитывалось по 2–3 преподавателя и 5–7 студентов.

«Стало совершенно очевидно, что так дальше продолжаться не может, – такая структура абсолютно нежизнеспособна, – говорит ректор. – Поэтому и было проведено укрупнение, которое шло по двум направлениям. Первое – увеличение кафедр путем их объединения и оптимизация их количества. Второе – объединение факультетов. Сегодня новая структура Политехнического университета включает в себя 12 институтов и 105 кафедр».

Если конкретнее, то институты сейчас разбиты на три группы. Думается, их названия говорят сами за себя. Итак, технические: инженерно-строительный; энергетики и транспортных систем; металлургии, машиностроения и транспорта; информационных технологий и управления; военно-технического образования и безопасности; машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ». Два физических института: физики, нанотехнологий и телекоммуникаций; прикладной математики и механики. Третья группа – экономические и гуманитарные институты: инженерно-экономический; гуманитарного образования; прикладной лингвистики; международных образовательных программ. К слову, все выпускники последних четырех институтов будут иметь основательную техническую подготовку, потому что работать им предстоит на промышленных предприятиях, в НИИ и КБ. Равно как и серьезное внимание предполагается уделить гуманитарному уклону чистых «технарей». В частности, все четыре года бакалавриата всем им по три-четыре раза в неделю предстоит посещать занятия по иностранному языку – к выпуску они должны вполне сносно изъясняться на английском.

В ходе укрупнения совершенно выпало такое привычное для вуза звено, как деканат. Теперь управленческие функции и в значительной степени финансовые ректорат делегирует директорам институтов. И если должность декана выборная, то директора назначаются ректором.

Одновременно реорганизация дала начало сокращению административно-управленческого аппарата в университете. К середине февраля его численность уменьшилась примерно на 10 процентов.

Будут ли аналогичные сокращения профессорско-преподавательского состава? Ведь количество кафедр уменьшилось в полтора раза. Как сообщил Андрей Рудской, никого принуждать писать заявление об увольнении он не будет. Другое дело, предполагается создать систему, когда преподавателя поставят перед выбором: либо повышать свою квалификацию, либо придется уходить. В частности, ежегодно будет проводиться аттестация, и в случае трех ее прохождений с неудовлетворительным результатом заявление все же придется писать. Все-таки три года – достаточный срок, чтобы сделать для себя соответствующие выводы...

Параллельно в СПбГПУ планируется решительный уход от «уравниловки» в оплате труда профессорско-преподавательского состава.

«Каждый должен получать по степени профессионализма и активности, а не по прежним заслугам, – считает ректор. – Если базовый оклад профессора 18 тысяч рублей, то получать при определенных обстоятельствах он может и 100 тысяч. Вот такая вилка, призванная стимулировать коллег читать дополнительные лекции, вести семинары, публиковать свои работы и повышать индекс цитируемости, развивать международные связи и т. д. Да, есть противники такого подхода, считающие, что, став профессором, человек уже и так многого достиг. Раньше в советское время так и было – все проходили серьезную школу роста до профессорского уровня, и существовал весьма жесткий квалификационный отбор. Но сегодня ситуация иная – нам нужны реальные показатели».

Наконец, проведенная реорганизация никак не скажется на приемной кампании. Как и в прошлом году, на бюджетной основе будут приняты 2100 первокурсников. Плюс коммерческий набор в зависимости от конъюнктуры. Но петербужцам нужно иметь в виду, что количество иногородних студентов в СПбГПУ постоянно увеличивается. Если еще пять лет назад их доля составляла порядка 30 процентов, то в прошлом году этот показатель вырос до 65. Поэтому сейчас университет вводит в строй новые и ремонтирует имеющиеся общежития.

…Не так давно Андрей Рудской вернулся из поездки в Южную Корею, где побывал в Похангском университете науки и технологии. В мировом рейтинге этот вуз занимает 50-е место. Иными словами, он уже на том уровне, на который в России только мечтают выйти. Тем не менее, ознакомившись с опытом коллег, ректор СПбГПУ сделал вывод, что выйти на качественно новый уровень развития питерскому вузу вполне по силам. В России университет в лидерах среди технических вузов, и ему пора пробиваться на мировой уровень. Эта работа уже началась.

Петр НИКОЛАЕВ






<<- Следующая статья:
Продавцам приплачивают за выполнение плана
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Боль в конце туннеля








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100