Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Лучшие бизнес-идеи 2016 года
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Бывают ли лишние вопросы на собеседовании?

Песнь о продажниках

Дата публикации 09.06.2016 Санкт-Петербург

Хотите навсегда забыть о проблемах с трудоустройством?.. Хотите, чтобы кадровики встречали вас с почетом – если не как кинозвезду, то, по крайней мере, как ну очень дорогого гостя?.. Хотите научиться сходу располагать к себе самого угрюмого и негативно настроенного собеседника?.. Хотите не считать копейки до получки, а зарабатывать чуть ли не до четверти миллиона в месяц, и чтобы работодатель при этом оплачивал вашу мобильную связь, амортизацию и ГСМ для вашей машины, кормил вас печенюшками в офисе, а также оформил для вас полис добровольного медицинского страхования?.. Видим, видим: лес рук. Но вот что странно: при столь активном стремлении граждан к материальному благосостоянию, в какой рекрутинговый портал ни ткни, какую газету по трудоустройству ни открой, отовсюду так и рябят в глазах сотни, тысячи вакансий менеджеров по продажам. А ведь считается, что именно эта который год остающаяся самой дефицитной на российском рынке труда профессия может обеспечить все вышеперечисленные блага и привилегии.

Может, проблема в том, что работодатели предъявляют слишком жесткие требования к кандидатам на вакансии менеджера по продажам в СПб? Или для того чтобы стать продажником, нужно очень долго учиться, усваивать чрезмерный объем информации? Либо эта специальность в принципе плохо монтируется с российским менталитетом?..

Давайте попробуем разобраться вместе, но сначала договоримся о том, что именно мы будем сравнивать и анализировать. Менеджер менеджеру рознь, но хотя и скучающий в ожидании посетителей консультант в салоне стальных дверей, и девушка из турфирмы, с которой вы вчера обсуждали выбор отеля в Греции, и ухоженный мужчина в итальянском костюме и со статусными швейцарскими часами на запястье, в ежедневнике которого на эту неделю записано две встречи в нефтяной компании, визит в Смольный и звонки в Москву, в штатном расписании своих компаний могут называться одинаково – менеджерами по продажам.

Ну так вот, мы попробуем вычислить средневзвешенную стоимость питерского специалиста по продажам, который не только принимает заказы на определенный товар со склада и контролирует его оплату (то есть реализует его и в этом смысле ничем не отличается от продавца в магазине), но еще и постоянно расширяет клиентскую базу своей компании, проводит презентации корпоративной продукции на выставках и непосредственно в офисе у потенциальных заказчиков, умеет доказать ее преимущества в сравнении с продукцией конкурентов, готовит проекты договоров, разрабатывает необходимую документацию, осуществляет контроль дебиторской задолженности (то есть добивается возвращения клиентами долгов, иногда достаточно проблемных), имеет достаточно широкие полномочия, вплоть до возможности самостоятельно регулировать размер предоставляемой клиенту скидки… А ради сугубой объективности мы будем сравнивать вакансии менеджеров по продажам, работающих преимущественно в сегменте B2B (иными словами, большинство клиентов которых являются юридическими лицами) и специализирующихся не на услугах, не на продаже недвижимости, а на продукции промышленного назначения либо оптовых продажах предприятиям торговли.

Что ж, претендовать на такую вакансию может соискатель не обязательно семи пядей во лбу, однако с высшим (таковых предпочитают 47% работодателей), незаконченным высшим или даже средним специальным образованием предпочтительно технического или экономического профиля. Менеджер по продажам должен быть опытным пользователем компьютера, ему необходимо владеть как минимум Excel и 1С, хотя на высокие заработки без знания CRM сегодня рассчитывать уже не приходится.

76% кадровиков считают, что настоящим продажником может стать не супермен, но человек определенного психологического типа: активный, настойчивый, не пасующий перед трудностями, умеющий находить общий язык с людьми и убеждать их, настроенный на извлечение выгоды для себя и своей компании.

Безусловно, большинство работодателей (85%) отдают предпочтение специалистам-продажникам с опытом (от 3 лет – 18%, от 2 – 15%, от года – 53%). Но, для сравнения, к соискателям, которых интересует работа электромонтером в Санкт-Петербурге, требования по опыту предъявляются ничуть не реже. Работодатели в принципе готовы дать шанс тем, кто пока не пробовал себя в продажах, однако достаточно хорошо разбирается в продукции, которую предстоит продавать. Понятно, что на первых порах вкалывать новичку придется больше, получать, скорее всего, меньше уже набравшихся опыта коллег. Так, компания, осуществляющая комплексные поставки черного и оцинкованного металлопроката, предлогает вакансию менеджера по продажам дисциплинированному, трудолюбивому, полному энтузиазма и настойчивости, внешне опрятному соискателю без опыта, не выдвигая даже условий к уровню его образования. Работодатель очертил следующие границы предполагаемого дохода новоиспеченного продажника: 18–33 тысячи рублей в месяц. А когда освоишься и наработаешь собственную клиентскую базу – фирма, как она обещает, предложит другие, более выгодные условия.

Между прочим, 18 тысяч – это отнюдь не минимальная зарплата сейлза (как порой называют менеджеров по продажам). Абсолютное большинство работодателей сообщают, что заманчивый доход, который они указывают рядом с названием вакансии, складывается из небольшой окладной части и процентов от проведенной сделки. При этом далеко не все кадровики готовы назвать в качестве публичной оферты точный размер оклада и то, какой именно процент будет полагаться продажнику. Но определенные ориентиры мы все же дадим. Сегодня минимальный оклад менеджеров по продажам составляет 10 тысяч рублей (хотя часть компаний устанавливают оклад менеджера на уровне 20 тысяч), зато этот же работодатель сулит продажнику очень соблазнительный процент, составляющий ровно четверть от стоимости добытого им заказа.

Логично предположить, что чем талантливее, трудолюбивее, настойчивее менеджер по продажам, тем выше его совокупный доход. В принципе так оно и есть, если не учитывать актуальных нюансов российского рынка, где в результате кризиса просели все отрасли, но отнюдь не равномерно. Сектор B2B, по оценкам некоторых экспертов, пострадал особенно сильно. Скорее всего, именно поэтому средний доход менеджеров по продажам в этом секторе сегодня составляет 40 588 рублей в месяц – прямо скажем, не фантастическая сумма, всего на пару тысяч больше, чем прошлым летом предлагали соискателям вакансии сборщика в Санкт-Петербурге.

Ну а максимальный доход менеджера по продажам, который считают возможным обозначить работодатели, составляет 120 тысяч рублей. Тот, кто хочет зарабатывать больше, может переквалифицироваться либо в токари-расточники (с заработком до 150 тысяч рублей) или в менеджеры по продажам недвижимости (с доходом до четверти миллиона в месяц, вопрос только – каждый ли месяц).

Тут можно глубокомысленно заметить, что хорошему менеджеру по продажам должно быть все равно что продавать: хоть песок в Сахаре бедуинам, хоть снег на Аляске эскимосам, он из всего должен уметь извлечь выгоду. Однако в реальной жизни смена сферы деятельности, переход от одного сегмента рынка (скажем, от B2B к B2C), разворот от знакомой базы и изученной клиентуры к новой, неосвоенной неизбежно влечет за собой снижение доходов продажника, пусть временное. Да и работодатели склонны отдавать предпочтение кандидатам, достаточно стабильно работающим на одном экономическом поле: если знаешь рынок ГСМ – наверняка получишь преимущество при трудоустройстве в топливную компанию, владеешь знанием номенклатуры запчастей к спецтехнике – ищи себе соответствующую фирму.

Ну и напоследок, буквально несколько слов о том, чем еще помимо зарплаты пытаются привлекать работодатели менеджеров по продажам. 59% из них готовы оформить продажника в штат компании в соответствии с трудовым законодательством, 43% обещают оплачивать мобильную связь. В 27% объявлений говорится о компенсации стоимости ГСМ, 15% работодателей берут на себя оформление полисов ДМС, еще примерно каждый десятый работодатель обещает подкармливать продажников на рабочем месте. Прочих бонусов сейлзам не обещают – считается, что они и сами на них заработают.

 

 

 

 

Алина ОЛЕНИНА






<<- Следующая статья:
Лучшие бизнес-идеи 2016 года
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Бывают ли лишние вопросы на собеседовании?





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100