Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Уникальная лампочка с берегов Невы
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Они стали первыми

Павел САНАЕВ:«Сегодня я писатель, режиссер, сценарист»

Дата публикации 01.07.2013 Санкт-Петербург

«Один дома» с продолжениями, «Остин Пауэрс: Международный человек-загадка», «Убрать перископ», «Коты-аристократы», «Маска», «Чокнутый профессор» – в этом перечне свыше полусотни фильмов и мультфильмов. Что их объединяет? То, что перевод с английского на русский для кинопроката сделал Павел САНАЕВ – автор нашумевшего бестселлера «Похороните меня за плинтусом». На недавней встрече с петербургскими журналистами первый вопрос корреспондента «Вакансии» был именно о переводческом периоде в трудовой биографии нынешнего писателя, актера, кинорежиссера и сценариста.

– Эта профессия кормила меня девять лет. Это было время, когда очень хотелось работать близко с кинематографом, а других вариантов в девяностые годы и не было. В России снимали только какие-то непонятные кооперативные фильмы. Поэтому переводить американские картины было единственным реально доступным делом, дающим возможность соприкасаться с кино, и к тому же неплохо оплачиваемым. Мои переводы, особенно комедий, нравились, и это был плодотворный период жизни. Сейчас это занятие в прошлом.

– Английский язык самостоятельно выучили?

– Можно считать, что да.

– Вы не только писатель, но и достаточно опытный сценарист. В чем, на ваш взгляд, основное отличие творческого процесса у представителей этих профессий?

– Сценаристу проще в том смысле, что не нужно большое внимание уделять стилю написания: в основном используются диалоги, все записывается проще. Не нужно сходить с ума в поисках фразы, долго мучиться над словом. Сценарий не столь подробен и не должен включать такие фразы, как, например: «Он вошел и подумал…» – такой можно сразу откладывать в сторону.

– В Интернете прочел целый перечень ваших профессий. А как сами его определяете?

– Сегодня я сказал бы про себя так: писатель, режиссер, сценарист. Но больше всего люблю снимать кино. Это наиболее мне подходит и интересно.

– Сейчас отечественные фильмы редко хвалят. Но все же есть какие-то удачные, на ваш взгляд, ленты? Из последних можете что-то назвать?

– Есть. К примеру, «Метро» или «Легенда номер 17» – все отметили, что эти два фильма получились удачными. «Высоцкий. Спасибо, что живой» очень хороший фильм, мне понравился. Отдельные удачи случаются, и это очень хорошее кино, которое даже интереснее смотреть, чем американское. Пять лет назад в отечественном кинематографе произошел качественный взрыв, и казалось, что это будет продолжаться. Но по ряду причин все почти сошло на нет, и сейчас случаются лишь отдельные творческие удачи.

– Несколько пессимистично... Каков вообще ваш прогноз развития не только кино, но и страны?

– Не люблю давать прогнозы. Просто не вижу, откуда взяться хорошему прогнозу. Ни в одной стране мира ежегодно не дорожает практически все на несколько процентов. Если вы приезжаете в Италию, где чашка кофе стоит 2 евро, то эти 2 евро она стоила и пять лет назад и будет в такую же цену еще через два года. Я же в Москве захожу в кофейню, и там чашка кофе вчера стоила 250 рублей – 8 долларов, сегодня 10, а завтра будет все 15 долларов. По сути, она сейчас стоит в два раза дороже, чем в такой же фирменной кофейне в Монако – там она по 2 евро. Я не понимаю, как это. И так все…

Хороший прогноз может появиться, если вы, условно говоря, ведете себя как Китай, который ничего не умел делать, но он учится и все время повышает свой уровень. Там выпускали совсем ужасные автомобили, потом стали их делать лучше, теперь еще лучше. То же самое касается электроники, и т. д. То есть люди прилагают определенные усилия. У нас в России я не вижу большого количества отраслей, где прилагаются большие усилия для создания чего-то, чем бы мы хотя бы сами пользовались. Пока этого нет, значит, будет зависимость от окружающей ситуации. Кстати, в моей второй книге – продолжении «Хроники Раздолбая» про все это будет, так как один из главных героев становится политиком.

– Тогда несколько слов об этой вашей новинке…

– Роман «Хроники Раздолбая» задуман как очень большой. Вышедшая сейчас книга – его половина. В течение года-полутора напишу вторую часть. В романе идет рассказ о четырех главных героях от подросткового возраста до тридцати с лишним лет. И эту историю можно понять, если только «танцевать от печки» – начинать именно с юных лет, чтобы показать, как люди формировались. Они пошли по жизни разными путями, и я бы не спешил «Хроники Раздолбая» определять как юношескую литературу – это в определенной степени только в нынешней первой части, когда дается предыстория всего того, что будет во второй части.

– В «Хрониках Раздолбая» присутствует подзаголовок «Похороните меня за плинтусом – 2». Это продолжение описания жизни того героя?

– Можно представить и так – это повзрослевший Саша Савельев. Более того, ничего не стоило поменять некоторые имена в книге и сделать ссылки на некоторые моменты в «Похороните меня за плинтусом», чтобы не описывать детство героя с нуля. Но тогда это была бы не самостоятельная книга, и она все время нуждалась бы в «подпорках» предыдущей. Хотелось обойтись без такой зависимости и сделать полноценное произведение.

– Как и любую новинку из мира литературы, музыки или кино, «Хроники Раздолбая» некоторые захотят скачать бесплатно. В этой связи насколько для вас значим только что вышедший «антипиратский» закон? Будет ли он эффективен?

– Думаю, что он работать не будет. Он бы работал, если бы предоставлял право блокировать ссылки, нарушающие авторские права, без суда – просто на самом основании нарушения авторских прав. Но как это сейчас выглядит в законе? Вы увидели нарушение авторских прав, после чего сообщаете, к примеру, в Мосгорсуд, а тот в свою очередь в Роспотребнадзор и так далее. И вот такая волокита на полгода ради одной ссылки. Даже после того как ее заблокировали, через день появилась другая. Это не решает проблему – поменять адрес ссылки в Интернете ничего не стоит. Более того: на некоторых сайтах вообще существует временная ссылка, которая дает доступ к нужному ресурсу, а после скачивания автоматически меняется.

То есть закон не сможет эффективно с этим бороться. Должна быть служба, которая просто технически убирает все незаконные ссылки – блокирует их. Или ввести штраф, как в Европе или США, на которые все любят ссылаться. В США это 250 тысяч долларов за нарушение авторских прав. Скачал что-то незаконно, и к тебе пришли – заплати.

Кстати, у нас в России вполне легально можно скачать книгу: есть сайты, где за определенную сумму это делается. И тогда идут отчисления правообладателям – все законно. Но существует огромное количество сайтов, которые занимаются банальным воровством интеллектуальной собственности.

– Вы режиссер нескольких фильмов, в том числе довольно популярных «На игре» и «На игре-2. Новый уровень». Планируете ли снимать кино и дальше?

– Сейчас пишу вторую часть книги «Хроники Раздолбая» – нужно сначала завершить роман. Это достаточно трудоемкий процесс. Кино очень хочу снимать, поэтому параллельно буду готовить какой-то кинопроект.

– У писателей свой распорядок рабочего дня, и у всех он строится по-разному. В каком режиме вы трудитесь?

– Пишу обычно ежедневно по 6-8 часов. Близкие стараются мне не мешать. Особенно сложный момент – погружение в процесс написания, когда голова «включается» и начинает выдавать некий текст. После этого в кабинет может кто-то заходить – ты ни на кого не обращаешь внимания. Важно не отвлекаться, пока ты не вошел в тему.

– На увлечения время остается?

– Если говорить о спорте, то регулярно хожу в тренажерный зал. Увлечение же осталось прежнее с подростковой поры – это тяжелая музыка, которая до сих пор мне нравится. Я не только ее слушаю, но и отслеживаю новинки.

– Павел, в заключение традиционный вопрос от газеты «Вакансия»: как вы заработали свои первые деньги и как ими распорядились?

– Это был гонорар за фильм «Чучело», в котором довелось сняться в тринадцать лет. Мне оставили почти все полученные деньги, потому что семья была достаточно состоятельной. Но, с другой стороны, меня не баловали. В то время я увлекался фотографией, и полученный гонорар позволил приобрести качественный фотоаппарат, объективы к нему – в основном деньги пошли на это увлечение.

Петр НИКОЛАЕВ







<<- Следующая статья:
Уникальная лампочка с берегов Невы
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Они стали первыми





Подписка на
Новые статьи Вакансия.ру








Рассылки Subscribe.Ru
Зарплаты двух столиц
Зарплаты двух столиц
 
Content.Mail.Ru  Рассылка 'Зарплаты двух столиц'  Рассылка 'Новости сайта ВАКАНСИЯ от А до Я'

За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100