Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Внешний вид как пропуск на желанную работу
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Когда руководство просит

Народный артист России Иван Краско: «Доброе дело возвращается добром»

Дата публикации 29.05.2014 Санкт-Петербург

В Петербурге (да и по всей стране!) народного артиста России Ивана КРАСКО знает каждый. Не только по блистательным ролям в театре и кино, но и как заядлого спортсмена и болельщика, а также человека, активно участвующего в различных благотворительных проектах. Не случайно на недавних встречах с актером, на которых присутствовал корреспондент «Вакансии», шла речь и об этих сторонах его деятельности.

– Иван Иванович, в Международный день детей, больных раком, видел вас вместе с коллегами Светланой Крючковой, Артуром Смольяниновым и другими артистами на благотворительном концерте «Быть рядом…». И это только один из примеров вашей деятельности в поддержку тех, кому нужна помощь…

– Это совершенно нормальное человеческое дело – помогать нуждающимся ближним, в том числе больным детям. Если хотите, наш долг, но долг естественный, природный. Потому что бросать на произвол судьбы и не оказывать необходимой помощи – это, на мой взгляд, грех. И дай Бог, чтобы все не забывали о том, что есть среди нас люди, нуждающиеся в помощи.

К тому же за свою долгую жизнь я понял: всякое доброе дело возвращается к тебе добром. Аналогично каждое постыдное все равно тебе отомстит...

Спасибо организаторам, которые занимаются этим, руководству различных учреждений, идущим навстречу: предоставляющим помещения, инфраструктуру и т. д. Знаю, что многие популярные актеры никогда не отказывают, когда их просят поучаствовать или поддержать тот или иной благотворительный проект. Жаль, что не обо всех акциях население своевременно узнает – очень важно каждую из них делать достоянием гласности, привлекать людей на такие мероприятия. Надо всколыхнуть народ на добрые дела, разбудить его!

– Ваше детство было непростым, военным…

– Когда началась война, мне было 11 лет. Воспитывала нас, братьев, бабушка Пелагея Алексеевна, папина мама. Всю войну прожил с ней – семья была сиротская: мама Настя умерла, когда мне было всего десять с половиной месяцев, отца потерял в пять лет. Баба Поля была труженицей и мне привила трудолюбие, честность. Соврать – это последнее дело…

Мой старший брат Володя в 1941 году 20 июня окончил Новгородский дорожный техникум, приехал домой, и 23 июня его отправили в Томск в военное училище. После ускоренного выпуска он был направлен в Сталинград, где в первый же день штурма города погиб.

В 1943-м призвали еще одного брата Николая, а Василий, который был младше его, убежал в лес, где стояла воинская часть. Пришел к командиру и сказал: «Хочу быть сыном полка!» Его взяли, а мне, когда я увязался за ним, Вася сказал: «Твой пост здесь с бабой Полей!» Но когда война закончилась, я после окончания семилетки оказался в военно-морском училище.

– Выходит, хотели стать моряком. А как же сцена?

– Стал моряком: окончил 1-е Балтийское высшее военно-морское училище и был направлен на Дунайскую флотилию командиром десантного корабля. При сокращении уволился в запас в чине капитан-лейтенанта.

К театру же очень трудно шел – стеснялся и боялся поступать в Театральный институт. Сначала два года отучился на вечернем отделении филологического факультета Ленинградского государственного университета, где играл в студенческом театре – это был мой первый цикл обучения актерскому делу. Повезло, что в студенческом театре ставил спектакль Игорь Горбачев, а Сережа Юрский еще продолжал там играть. Я был совершенно очарован этим артистом, и хотя он на четыре с половиной года меня моложе, считаю его старшим братом – он очень талантлив, интеллектуал высшей пробы.

Потом был Театральный институт, который окончил в 30 лет. Затем четыре года в Большом драматическом театре – это была настоящая академия для начинающего актера. Но сам оттуда и ушел – мало играл, а профессию у нас надо нарабатывать на собственной шкуре.

– Какие встречи в жизни повлияли на вас, оказались судьбоносными?

– Их было несколько. Когда учился в военно-морском училище, то детское желание стать актером у меня только усилилось. Стал заниматься в кружке по художественному слову. Однажды выучил басню, начал ее читать перед курсантами и забыл... Меня всего затрясло, и в голове только одна мысль: «Быть или не быть мне артистом? Если сейчас ничего не получится, то все...» И руководитель кружка, наш преподаватель, понял мое состояние. Он попросил курсантов выйти и сказал: «Читай!» Я успокоился, закрыл глаза и начал читать. Закончил – и боюсь глаза открыть. Наконец открыл и вижу, педагог плачет и говорит: «Сынок, я не знаю, что ты здесь будешь делать!»

И еще. Когда поступал в Театральный институт, артист Евгений Лебедев сказал: «Берите этого – носатого, он на смену мне будет». Я только потом узнал об этих его словах. Тоже судьбоносная встреча.

– Ваше поступление вообще отдельная история…

– Когда в мае 1961 года оканчивали театральный институт, то половина нашего курса профессора Елизаветы Ивановны Тиме записались в Большой драматический театр. Его художественный совет в полном составе просматривал этих выпускников, которые показывали сцены из дипломных спектаклей «Егор Булычев» и «Без вины виноватые». Я же пришел подыграть сокурсникам: Жоре Штилю и Саше Семенову.

Сыграли, просят всех подождать. Алексей Герман, который в то время был очередным режиссером в БДТ, приходит и спрашивает: «Кто тут Краско? А, Ваня, ты что ли? Я твоей фамилии-то и не знал... Шеф зовет. Пошли!» Мы ведь еще недавно вместе учились, только Леша – на режиссерском факультете. В репетиционном зале Товстоногов спрашивает: «Вы что, не заинтересованы в службе в нашем театре? Вас нет в списке!» Отвечаю: «Я боялся». «Кого? Меня?» – уточняет под общий хохот худсовета Георгий Александрович. «И вас, конечно же. У меня девиз такой: «БДТ или Сибирь». Он удивился: «Сибирь? Это – по этапу?!» Объяснил, что в Ленинграде можно работать только в БДТ, и еще в Сибири, где открывается много новых театров. «Я так понял, против БДТ вы не возражаете?» – «Не возражаю...» И опять под общий хохот худсовет меня в числе четверых студентов нашего курса зачисляет в штат БДТ. В том числе и Георгия Штиля приняли.

Позднее узнал, что трое членов худсовета поспособствовали моему успеху. Сережа Юрский, убегая с просмотра, оставил записку с просьбой обратить внимание на И. Краско («Я знаю его по университетскому театру»), Владислав Игнатьевич Стржельчик заметил меня на съемках кинофильма «Балтийское небо». Но думаю, что решающей была та самая реплика Евгения Алексеевича Лебедева.

– Вы всегда бодро выглядите, хотя нагрузки немалые – каждый день расписан по часам. Как вы справляетесь с усталостью?

– Когда занимаюсь любимыми делами – играю в театре, снимаюсь в кино, то не чувствую в этот день усталости. А если вдруг выдался денек отдохнуть, то в этот день и усталость, и меланхолия, и хандра... Почему? Наверное, сказывается тот самый парадокс правильно выбранной профессии.

– В заключение вопрос, как заядлому болельщику и почетному участнику футбольных турниров среди театральных коллективов. Спорт для актера – это необходимость, или можно обойтись без него?

– На мой взгляд, если театр хороший, то и отношение к спорту соответствующее – с пониманием и всесторонней поддержкой. Молодежь должна заниматься спортом! Моя прежняя юношеская любовь к спорту, в том числе и к футболу, позволяет мне и на девятом десятке чувствовать себя хорошо, оставаться истинным футбольным болельщиком. И когда Сашка Кержаков мажет мимо ворот, моя правая нога невольно дергается в правильном направлении. Что же ты, сынок, делаешь! Надо было вот так! (Смеется)

Считаю, что залог хорошего физического состояния в том, чтобы заниматься спортом, а не только переживать на трибуне или перед телевизором. Поэтому удивляюсь, почему некоторые молодые артисты не понимают, что занятие спортом только им на пользу. К счастью, есть такие люди, как артист БДТ Леша Фалилеев – один из закоперщиков всех футбольных турниров среди театральных команд, и Костя Анисимов из «Балтийского дома». К тому же они и артисты блистательные, в чем каждый может убедиться, побывав на их спектаклях!

Петр НИКОЛАЕВ
Фото Светланы ХОЛЯВЧУК






<<- Следующая статья:
Внешний вид как пропуск на желанную работу
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Когда руководство просит








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100