Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Жара замучила
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
«Первые номера» на трассе

Кто ты, актер-кукольник?

Дата публикации 19.08.2014

…В первую очередь артист. Он должен уметь все то же, что и актер обычного театра, – хотя бы потому, что живой план (то есть традиционная игра на сцене без куклы) также используется в кукольных театрах. Но есть нюансы.

Подавляющее большинство представлений с использованием кукол рассчитано на детей. Зарплаты актеров в кукольных театрах в среднем ниже, чем в драматических. И конкурс по этой специализации в театральных институтах меньше.

В театрах кукол больше актрис, чем актеров. И больше энтузиастов, готовых заниматься любимым делом невзирая на скромную оплату. Причем любовь к кукольному жанру возникает только в процессе работы. Так было и у нашей героини, молодой артистки театра кукол Екатерины.

– Театром я занималась всю свою жизнь, – рассказывает она. – В детстве ходила в театральную студию. Посещала театры. Их, правда, всего два в нашем маленьком городке – драматический и кукольный. В студенческие годы занималась самодеятельностью.

Но путь к профессиональной сцене у меня был долгим. После школы родители не отпустили меня в театральный институт в другой город. И я решила пойти обходным путем. Поступила на юридический факультет – в филиал Санкт-Петербургской академии – с тем чтобы, отучившись два года в своем городе (что уже давало среднее специальное образование), отправиться продолжать учебу в Санкт-Петербург. И там поступить параллельно в Театральную академию.

Это был коварный план. (Улыбается). Родители не подозревали, что юристом я в общем-то и не собираюсь работать. И хотя в процессе обучения мне даже стало интересно, у меня были успехи, театр меня все-таки переманил. Как говорят: не мы выбираем профессию, а профессия нас.

– План удался?

– В целом да. Но жизнь внесла в него коррективы. Я действительно поехала учиться на третий курс в Санкт-Петербург. Но почти сразу после этого из-за серьезных личных обстоятельств мне пришлось вернуться. Время вступительных экзаменов я пропустила. Год ничем не занималась. Пребывала в скверном настроении. Поступила на заочное отделение на юридический в одно место – не понравилось. Потом в другое – то же. И только тогда, через два года после возращения, я наконец поступила в театральный вуз в Екатеринбурге – на заочное отделение режиссуры драмы.

– Почему выбрали режиссуру? Вы же актрисой хотели стать…

– На тот момент я занималась организацией праздников в нашем доме культуры. Вообще-то, мне следовало поступить на режиссуру массовых действий. В то же время меня по-прежнему тянуло на театральную сцену. И после долгих сомнений я выбрала вот такой промежуточный вариант. Но в тот же год я познакомилась с актрисой из театра кукол. И она мне помогла туда устроиться.

– Вас привлекали куклы?

– Думаю, лукавят те, кто говорит, что изначально стремился в кукольный театр. Кукольниками обычно становятся те, кто не поступил на драматическое отделение института. Или не нашел место по специальности актера театра драмы после его окончания.

Так было и со мной. Но в итоге кукольный мир меня увлек. И сейчас думаю, если бы можно было начать все сначала, сразу бы пошла на кукольное отделение.

– Но получается, что на момент прихода в театр вы вообще не имели театрального образования.

– Да. И по большому счету, я училась всему именно в театре. Мне повезло – меня хорошо принял коллектив. Так бывает далеко не всегда.

– Как вы учились?

– На практике. Сначала мне давали роли в массовке.

– Помните свой дебют?

– Да, эпизодическая роль одного из разбойников в спектакле «Малыш и Карлсон». Это был живой план (то есть без куклы). У меня, кстати, много таких ролей.

– Как вас нарядили?

– На меня повесили толщинку, изображавшую волосатую грудь. Одели в огромный пиджак и безразмерные штаны. Естественно, маска вора… Текста особо не было. Только крики. Помню, что кричала я хриплым голосом. Сцена была построена на импровизации – нужно было просто отыграть испуг. И главное было не растеряться. Вообще, эта роль для многих актеров нашего театра являлась первой.

– А первая роль с куклой?

– Я была ежиком в спектакле «Трям! Здравствуйте!»

– Отдельно актерской техникой вы не занимались?

– К сожалению, не было возможности. В хороших театрах действительно проводятся отдельные занятия по пластике, сценической речи и т.д. В нашем, к сожалению, такого нет. Вот только недавно стали проводить занятия по вокалу. Актерской технике детально учат, конечно, и в театральных институтах, в том числе на режиссерских отделениях. Но пользы от заочного обучения, как выяснилось, немного. На него и идут для диплома – в основном люди, которые уже работают в театре. В наш театр, кстати, и помимо меня приходили люди, не имеющие профессионального образования.

– Как выглядит распорядок дня актера в кукольном театре?

– Как правило, спектакли у нас в первой половине дня – обычно два спектакля. Потом идут репетиции. Официальный рабочий день актера – с 9 до 16 с перерывом на обед. Но по надобности мы можем находиться в театре и больше времени, и меньше. И даже вообще не приходить. Но мы же относимся к творчеству с душой. Можем и домой взять куклу, чтобы порепетировать перед зеркалом, подумать над образом.

В понедельник у нас законный выходной.

– Сколько в вашем театре платят актерам?

– У меня зарплата 20 тысяч. Плюс с недавнего времени стали платить некоторые добавки за каждый спектакль. Но я считаю, это все равно очень мало.

– Я ожидал меньше.

– Вы правы. К нам недавно устроились актеры, приехавшие из Омска. У них там зарплата вообще была 8 тысяч. Дело в том, что город у нас хоть и небольшой, но с развитой нефтяной и газовой промышленностью. Средняя зарплата по нашему городу 70 тысяч. Впрочем, все, кто работает в сфере культуры, знали, на что шли. Многие актеры подрабатывают проведением праздников.

– Бывает, что дети реагируют на спектакли как-то неожиданно?

– Конечно. Они же, в отличие от взрослых, что думают, то и говорят. Как-то я играла принцессу. А дети меня назвали смертью с косой. Но, конечно, я не обиделась. Работа с детьми сама по себе приносит массу удовольствия. В то же время у нас есть спектакли и для взрослой аудитории. Так что есть все возможности для самореализации.

 

Василий ТАХИСТОВ






<<- Следующая статья:
Жара замучила
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
«Первые номера» на трассе








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100