Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
Тамада болеть не должен
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Секрет молодости «Прометея»

Долгий путь к ковке

Дата публикации 28.04.2014

Валерий КОКОШВИЛИ – соучредитель мастерской художественной ковки в Москве. Впрочем, моего собеседника также законно можно назвать и скульптором. Все, что выпускает мастерская, – плод его идей, эскизов, руководства и отчасти рук. Когда я попросил Валерия Борисовича рассказать о том, как он пришел к нынешнему делу, мой собеседник начал со своего детства…

– Я же не из нынешнего компьютерного поколения. Все время мы проводили во дворе – и из самострелов стреляли, и что-то взрывали, и в хоккей играли. Пацаны есть пацаны! И все, конечно, делали своими руками. Тем более что у меня был живой пример – отец, который дружил как с деревом, так и с металлом. Сопрешь где-нибудь из магазина ящик, подыщешь палку – и сделаешь клюшку. Сломалась – бежишь делаешь новую. Сломался велосипед – ключ в руки, и ремонтируешь сам.

А еще у нас в школе был замечательный трудовик Лев Осипович. Мы делали с ним самые разнообразные изделия – пилили, клепали, гнули, резали ножницами по металлу, в старших классах работали на станках… То есть когда я окончил школу, в плане ручного труда был очень хорошо подготовлен. Тем более что в каникулы я еще и на заводе работал.

Впрочем, и по другим предметам учили в школе на высоком уровне. На первом курсе мясомолочного института, куда я поступил на технолога, например, на математике я отдыхал – все и так знал.

У вуза не было военной кафедры. Поэтому доучивался я после армии. Но и эти два года срочной службы пошли мне впрок. Там я, отучившись на соответствующих курсах, служил электриком в ракетных войсках, затем водил автобус.

Когда я окончил институт, случилась перестройка. Поэтому выбирать особо не приходилось – работал и водителем, и автомехаником… Но в 2000 году познакомился с человеком, который предложил мне место менеджера по художественной ковке.

Это очень нервная работа. Пресс со всех сторон – начальства, клиентов, рабочих. Но мне всегда нравилось решать проблемы. Как и вникать в производственный процесс, в котором я тоже участвую. В том числе непосредственно своими руками.

В 2001 мы с партнером открыли свою мастерскую художественной ковки. Вместе мы арендовали производственное помещение, вместе вкладывали деньги, понятия не имея, отобьются они или нет. Рисковали, конечно. Но уже через год мы рассчитались со всеми долгами.

Когда начинали, у нас был только один рабочий. Поэтому я был и за маляра, и за сварщика, и за кузнеца. Некоторые заказчики обращались к нам, зная меня по старому месту работы. Но поскольку специально уводить клиентов мы посчитали непорядочным, мы давали рекламу в специализированные журналы по ремонту и стройке.

Со временем клиенты стали рекомендовать нас друг другу. Штат кузнецов, которых мы приглашали через объявления, увеличился до трех человек. Когда процесс наладился, мы стали работать с напарником по очереди по половине месяца. Ну а потом он отошел от дел. Если не он, то это сделал бы я – нет смысла дублировать друг друга. При этом я очень благодарен своему компаньону, который до сих пор остается соучредителем. Один бы я ни за что не решился на такое предприятие.

Трудиться приходится очень много. Все время есть срочные дела – завезти металл, уголь, расходные материалы; съездить в банк, посетить или принять заказчика, заключить договоры… В 8 утра я уже на работе. В 6 вечера – еще. И половину субботы я тоже работаю. Отдыхаю только в воскресенье.

Разобраться с бухгалтерией мне помогает приходящий специалист, с экономическими нюансами – институт, который я когда-то оканчивал. Ну а со всем остальным – только опыт. Даже если возникают какие-то проблемы с электрикой, я не буду ждать, пока придет мастер, – сделаю сам.

Особый блок – творческо-производственная часть. Наши кузнецы в фирме уже много лет. Отобрать их было очень непросто – ведь художественной ковке уже давно не учат на уровне училищ. Я был готов обучить молодежь на месте. Но к сожалению, ребята, которые приходили, еще ничего не достигнув, быстро задирали носы. И шли искать место получше… Потом, правда, просились обратно.

Кузнецы у нас на сделке. Зарабатывают по 60, 70, 80 тысяч. Причем я считаю, люди должны знать, за что трудятся: сделан определенный этап – я рассчитываюсь. А дальше уже мои трудности. Официальный рабочий день у мастеров – с 8 до 17. Есть перерыв на обед и на чай. Я людей не напрягаю – трудятся в комфортном для себя режиме. Я вот в субботу работаю. А они по желанию.

Работа строится так. Захотел заказчик, например, перила для лестницы в частном доме. Я приеду на место. Потом приглашу человека к нам. То, что мы не посредники и наш офис рядом с цехом, – большой плюс. Все можно показать и на месте обсудить.

Я всегда выслушиваю заказчика. Но со своей стороны, всегда предлагаю оригинальные художественные решения. Сам рисую варианты на бумаге. Затем заказчик на чем-то останавливается.

Для воплощения недостаточно просто отдать эскиз в цех. Изделие в объеме выглядит совсем по-другому, нежели на бумаге. Нужно постоянно следить за процессом, направлять, обсуждать, прикладывать свою руку.

Когда нет срочных заказов, я сам выступаю в роли как заказчика, так и скульптора. Только клейма на изделия я не ставлю. Хотя мои кузнецы чисто исполнители, тем не менее я берегу их самолюбие. Я пытался сподвигнуть их на творчество. Отвечают: «Скажи как, мы сделаем». Впрочем, если бы они могли выдумывать сами, наверное, ушли бы в свободное плавание.

Идеи, как и что сделать, зарождаются у меня в голове. Но потом в процессе всегда многократно видоизменяются и дополняются. Задумал, например, сделать подставку для цветов. Сделали. Ходил я вокруг, ходил: «Чего-то не хватает». Добавили цветов. Еще постояла. Добавили бабочек. Потом поехал как-то на дачу и в кустах увидел гнездо. Возникла идея добавить гнездо с птичкой. В общем, пока изделие не продалось, мне остановиться трудно.

Сколько я зарабатываю? Я не считаю. Квартир не покупаю. Но на хлеб с маслом хватает. Я занимаюсь любимым делом. Обеспечиваю людей работой. Самореализуюсь в творческом плане. Что еще нужно?..

Василий ТАХИСТОВ






<<- Следующая статья:
Тамада болеть не должен
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Секрет молодости «Прометея»








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100