Работа и поиск работы. Вакансии и резюме. Рынок труда: анализ, информация, статистика.

<<- Следующая статья:
В какую деревню послать иностранца
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Хочешь жить – умей вертеться

Будешь плохо учиться – о техникуме и не мечтай

Дата публикации 19.08.2013 Санкт-Петербург

Когда-то, в прежние времена, родители пугали своих недорослей: «Будешь плохо учиться, не поступишь в институт». Сегодня ситуация изменилась принципиально, причем как по части престижности тех или иных специальностей, так и в самом государственном подходе в вопросе подготовки профессиональных кадров. В этом смог убедиться корреспондент «Вакансии», побывав на пресс-конференции, прошедшей в стенах ИА «Росбалт».

Главной особенностью этой приемной кампании стал тот факт, что уже по состоянию на 2 августа на 17140 мест средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга было подано 34800 заявлений. Конкурс аттестатов за 9-й класс, по словам председателя Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктора СМИРНОВА, необычайно высок. Для поступления в ссузы не требуются результаты ЕГЭ, но учитывается успеваемость в школе: для поступления на обучение по наиболее популярным профессиям необходимо иметь средний балл не менее 4,5. И, кстати, по таким специальностям, как «автомобилестроение», «дизайн», «архитектура», конкурс на одно место достигает уже 4–5 претендентов. А поскольку прием документов в средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга продолжится до 25 августа, не исключено, что общий конкурс станет еще выше – за счет абитуриентов, не поступивших в вузы и перенацелившихся на получение среднего специального образования.

Правда, о том, какова реальная конкуренция за место на студенческой скамье в ссузах в целом, судить пока можно только очень приблизительно. Дело в том, что, как отметил Виктор Смирнов, в этом году законодательство еще позволяет при желании подавать заявления хоть по всем 137 специальностям, которым обучают в 76 средних специальных образовательных заведениях региона. Однако вышеперечисленные специальности пользуются наибольшим спросом. Следом за ними в рейтинге популярности у абитуриентов следуют «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «банковское дело» и «программирование». Некоторая заминка с набором абитуриентов возникла лишь по специальности «преподаватели начальных классов». Да и то желающих вскоре нашлось гораздо больше, чем количество бюджетных мест.

Однако самым важным, как полагает Смирнов, явилось нововведение в системе среднего и высшего профессионального образования, а именно включение техникумов в систему прикладного бакалавриата, а также перевод учреждений начального профессионального образования в средние (СПО). Иными словами, уже с 1 сентября этого года в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об образовании», которая вступает в силу как раз в День знаний, в России остаются две ступени профессионального образования – высшая и средняя, до которой теперь законодательно подтягиваются все бывшие ПТУ. Целесообразность такого шага обосновывается тем, что границы между начальным и средним профессиональным образованием практически стерлись. Работодателям нужны не дипломы, а про-фессиональные знания соискателей на рабочие места.

В свою очередь Анатолий ОВОДЕНКО, председатель Совета по координации приема в вузы Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, заметил, что за последние годы в Санкт-Петербурге резко возрос престиж среднего профессионального образования. Уже в этом году до 20% школьников, окончивших девятые классы, стремятся продолжить учебу в системе СПО, дабы приобрести специальность. В то же время его беспокоят определенные трудности, связанные с введением, прежде всего в техникумах, так называемого прикладного бакалавриата. С одной стороны, по мнению ректора, решение министра образования РФ Дмитрия Ливанова является, безусловно, правильным, ибо «налицо экономия бюджетных средств, затрачиваемых на подготовку специалистов». Вопрос – в качестве подготовки. Получается, что учить прикладных бакалавров будут преподаватели техникумов, которые не обладают учеными степенями. Соответственно, если на первых двух курсах будущим прикладным бакалаврам могут спокойно читать лекции сотрудники техникумов и лицеев, то в последующем, по его мнению, со студентами должны уже заниматься преподаватели вузов. А следовательно, необходимо сращивание вузов, техникумов и лицеев, которые готовят специалистов по одному профилю.

Ведь некоторые профессии в последние годы значительно усложнились. Если ранее от специалистов среднего звена требовались только технические навыки, то сегодня необходимо еще обладать теоретической базой. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата.

Впрочем, по мнению экспертов, такое слияние вузов, техникумов и лицеев уже не за горами. Здесь не нужно изобретать велосипед. На Западе уже давно успешно идут по этому пути. Поскольку любому современному государству нужны специалисты с навыками инженера, имеющие фактически высшее образование, но избавленные от необходимости посещения лекций, которые не имеют отношения к их профессии.

Владислав ГОЛЬЯНОВ






<<- Следующая статья:
В какую деревню послать иностранца
Все статьи на Вакансия.ру Предыдущая статья: ->>
Хочешь жить – умей вертеться








За содержание частных объявлений администрация сайта Вакансия.ру ответственности не несет
Rambler's Top100